История Самары, одного из крупнейших городов России, уходит глубокими корнями в эпоху древних и загадочных поселений Поволжья. Документальных материалов о прошлом города сохранилось и дошло до наших дней очень мало. Скрыто от нас даже развитие города в 20 веке, совсем немного информации начинает появляться о том, какие проекты развития города были в свое время приняты, но им не суждено дыло сбыться. Самара на Средней Волге, как поселение Самар, по средневековым итальянским картам известна с 1367 года. Первое же сохранившееся письменное упоминание о городе Самаре на его сегодняшнем месте датировано 1586 годом.

     «Пишет, государь, Урус-князь ногайский, чтобы твоим государевым городам на Уфе и Самаре не быти». Так в сентябре 1586 г. царю Федору написал астраханский воевода  Лобанов-Ростовский. Это не документ Московского приказа, но он  достоверно и бесспорно утверждает, что «государев гора Самара свою градостроительную историю начал в 1586 г. В то время на мысе правого берега реки Самары, в двух верстах от Волги,  была построена крепость под названием «Самарский городок». Однако Самара на Волге, вероятно, в виде группы каких-то жилищ, русским людям Московии была известна до этого. Однако крепость Самара, или Самарский городок, построена на новом месте. Селение Самар, указанное на средневековых итальянских картах, предположительно могло располагаться в разных местах, но не на месте этой крепости. А сейчас совершим небольшое путешествие в историю основания и развития Самары, как города. 

Первые упоминания селения Самар на картах.

     Первая отметка на карте города-пристани Samar зафиксирована в 1367 венецианскими купцами братьями Пицигани. Сейчас эта рукописная карта реки Волги хранится в Венецианском музее «Дворец Дожей».  На ней отчетливо читается слово Samar, написанное латиницей.  Копия этой карты находится в Самаре.

     Селение Самар и пристань находились в районе нынешнего посёлка Гранный. Тогда здесь, у левого берега Волги, причаливали и стояли русские суда. Около пристани, в устье северного рукава реки Самары, была гавань, память о которой сохранилась в форме местного народного топонима (названия указанной протоки), являющегося ни чем иным, как искажённым народной этимологией голландским словом "haven" - в русской транскрипции - "гавень".

      На другой карте 1459, составленной итальянцем Фра-Мауро, также показан населенный пункт Samar.

       В 1890 году П.В. Алабин писал по поводу карты Фра-Муаро следующее: «...ныне, из географической карты венецианскаго космографа XV века Фра Мауро, оконченной в 1459 году (т. е. более 125 лет ранее дачи вышеуказанной грамоты), хранящейся во дворце Дожей, в Венеции, усматривается, что Самара нанесена на эту карту приблизительно на месте ея настоящаго нахождения, а именно: на левом берегу Волги, при впадении в нее какой то (неназванной) реки, текущей с Востока, южнее показаннаго на карте, (при впадении в Волгу какой то реки, надо полагать Камы), города Булгар, хотя, при безыскусственном вообще изображении течения Волги, столь характерной "Самарской Луки", образуемой этою рекою, против Самары на карте не показано. Карта Фра Мауро, составленная, вероятно, по существовавшим уже в его время письменным источникам, по его собственным словам, проверена сообщениями достойных веры людей, видевших указываемое ею собственными глазами. Понятно, что географическая карта таким образом составленная, в некоторой только степени может отвечать действительности, только, так сказать, намекая на нее, как оно и есть на самом деле, в данном случае».

      Фра-Муаро, средневековый венецианский учёный-космограф, изучающий мироустройстиво Вселенной, проживал на острове Мурано в монастыре святого Михаила. Прославился как изготовитель весьма точных портоланов и Mappa mundi (от латинского «карта мира»). Карты изготавливались для наглядной иллюстрации христианского мироздания, для нужд навигации они были не пригодны. 

О названии селения Самар и города Самара.

      Общепринято считать, что город Самара взял своё названиее от реки Самара, на берегу которой он и был изначально построен в двух верстах от тогдашнего русла Волги. Но есть интересная версия, и на мой взгляд более основательная и дающая логичные объяснения некоторым историческим фактам, по которой первично название селения "Самар", или по крайней мере оно независимо от реки.

      В 1935 году, экспедиция под руководством ленинградского археолога Бориса Александровича Латынина провела на территории Барбашиной поляны масштабные изыскания. Обнаружилось вот, что. На огромной территории, упокоились не менее 5000 представителей народа эрзя. Если есть захоронение, значит должен быть и город с постоянным населением около 1000 - 2000 человек. Цифра для средневековья внушительная. В последнее время появились предположения о том, что этим городом, находившимся рядом с могильником на Барбашиной поляне, и был тот самый загадочный Самар, отмеченный на картах Пиццигано и Фра-Муаро.

      Следовательно, имеет смысл использовать в качестве дешифратора топонимов и гидронимов эрзянский язык. Причём именно в этом случае значение их наполнятся удивительно конкретным содержанием.

      Б.А. Серебренников обратил внимание на характерное окончание «мар» в слове «Самара». «Слово «мар» от эрзянского «курган», «холмик». Можно предположить, что слово «мар» в значении населенного пункта было свойственно многим языкам того времени (древнемордовскому, мери, муромы, чувашскому)». Первая же часть «са» изменённая в устной передаче эрзянское слово «сея» - «коза». Предположим, что загадочное поселение Самар, был построено на возвышенности, вероятно, носившем название Сея мар - Козий холм. Причем если большинство жителей Самар были эзяне, то к названию прибавлялось окончание, как указание статуса поселения: ош-город, ошпандо-крепость, веле -деревня, буе -поселение, буй -граница. Последнее можно наблюдать в названии сёл Старый Буян, Новый Буян, где Буй ян - «граница тропы».

        В таком случае естественно предположить, что ряд слов «fl. Chaisu bianco» у поселения или города Самар на карте Фра-Муаро означает следующее: fl. - сокращение от латинского слова flumen(река), а bianco – итальянское слово «белый». Известно, что Фра-Муаро записывал информацию со слов путешественников и, разумеется, мог некоторые слова записать так, как услышал и понял. В работе над картой муранскому монаху помогал мореплаватель и картограф по имени AndreaBiancо. Существует информация о том, что Фра-Мауро встречался с представителями русского посольства, учавствовашего во Флорентийском Соборе 1439-1442 гг. Поэтому, вполне логично предположить - «Chaisu” никак не «овечья вода», а изменённое русское слово «козы». Следовательно, кто-то поведал итальянскому космогрофу о тотемном символе «белая коза», а учёный записал фразу как «fl. Chaisu bianco» - река белой козы. Получается, что в XV веке город Самар связывали с «белой козой», в последствии, благополучно обосновавшейся на гербе города. Эта «коза» имеет самое непосредственное отношение к поселению Samar.  

      Заметим, эрзянские слова сея (коза) и сия (серебро) звучат практически одинаково, и, возможно, «коза» в названии поселения появилась позже из-за созвучия с эрзянским словом «серебро». В захоронениях на Барбашином некрополе обнаружили серебрянные украшения: серьги, сюльгамо, браслеты. И это странно, так как для средневековья серебро металл, который ценился гораздо выше чем золото. Впервые в России серебро стали добывать на Нерченском руднике в XVIII веке, до того момента, благородный металл привозили извне. Примечательно, что в 1678 году самарский воевода А.Шель послал в Москву отчет об обнаружении близ Самары залежей серебряной руды. Было бы интересно провести анализ серебрянных украшений найденых в барбашинском могильнике, очень может быть, что изготавливались они из местной породы. Косвенно подтверждают версию местного изготовления серебрянных изделий следующий факт. На большинстве украшений изображался один и тот же тотемный знак, который Борис Александрович Латынин назвал «процветший крест», символ Мирового дерева. 

      Следовательно, украшения изготавливались именно для жителей поселения, а «процветший крест» родовой знак - «тешкс», отличительный знак некоего эрзянского Рода. То есть ещё одно возможное значение слова Самар — Сия мар буе, то есть «поселение на серебряном холме». 

       А пока, в качестве рабочей гипотезы примем следующее: сея-коза тотемный знак одного из эрзянских Родов, а мар — его местопребывания или название кургана на котором находилось большое количество коз . Со временем, значение и звучание топонима - Самар, гидронима Самара забылись, слившись в слове Самара, породив массу версий о своём происхождении.  

      Эрзяне называли главную водную артерию Руси - Рав, Рава, Рау, Ра, так продолжают называть и поныне. То, что не очевидно современным исследователям, было ясно этнографам XIX века. "Река Волга на мордовском языке называется Рава, каковое название произошло от древнего ее названия Ра, из чего видно, что мордва при Волге обитала еще в глубокой древности. Причём слово Ра  просто «бурный поток», а глагол само переводится, как «приходить». Получаем вполне осмысленное предложение Само Ра- приходящая в Волгу. Кто оспорит очевидное?

Строительство Самарской крепости.

План Самары 1586 г. в структуре улиц 20 в. Реконструкция Е.Ф. Гурьянова
План Самары 1586 г. в структуре улиц 20 в. Реконструкция Е.Ф. Гурьянова

     После смерти Ивана Грозного в начале царствования его сына Федора правительство Бориса Годунова начало проводить активную политику строительства городов-крепостей на юге и юго-востоке. В число прочих было намечено построить городки на реках Волге и Уфе, среди которых значилась и наша Самара.

     В 1585 году в Самарское урочище прислали подьячих из Разрядного приказа. Они осмотрели местность и выбрали место для строительства крепости. В Москве были составлены чертежи и сметы, а указ возглавить экспедицию, был послан в конце 1585 - начале 1586 г. алатырскому воеводе князю Григорию Осифовичу Засекину.

      Весной 1586 г. струги и плоты с воинскими и работными людьми, а также леcом и припасами для строительства городка спустились вниз по Волге к устью реки Самары. К концу лета появились первые известия о Самаре, а в сентябре того же года в построенном городке останавливались уже посольские и торговые караваны. Крепость устроили на возвышенном берегу, примерно в двух километрах от Волги, там где река Самара делилась на два рукава. Самара была построена прежде всего как перевалочный пункт между Астраханью и Казанью, для охраны волжского пути, а также как дальний форпост российского приграничья среди кочевников. Среди построенных с этой же целью городков на юго-востоке страны Самара в конце XVI в. считалась одной из самых крупнейших крепостей. Перед стенами Самарского городка никакого рва, тем более наполненного водой, не было. Планировка и застройка состояла из шести кварталов, в том числе и внутреннего города (детинца, или кремля). Стены кремля были рублеными, невысокими и, надо пологать, с башнями. За кремлёвскими стенами, как обычно стояли воеводский двор, приказная изба и другие здания управления крепостью. Здесь же располагалась деревянная церковь. Какова была фортификация кремля, сказать трудно, документальных свидетельств нет, вероятно они сгорели вместе с приказной избой в 1700 г. Кремль, построенный с испольованием брёвен другого, разобранного где-то городка, по оценке купца Ф. Котова был стар и большой прочностью не обладал.

     К сожалению, до сих пор нам доподлинно не известно, где именно находилась первая самарская крепость. Предположительно, она была построена на территории нынешней Хлебной площади или ее окрестностей. Но археологические наблюдения в этом районе никогда не проводились. Известен только ряд случайных находок предметов и деревянных конструкций, сделанных случайно при строительных работах в районе Хлебной площади.

Изображение г. Самара из книги А. Олеария "Описание путешествия в Московию." 1636 г.
Изображение г. Самара из книги А. Олеария "Описание путешествия в Московию." 1636 г.

      Также мы мало что знаем о том, как выглядела сама крепость, поскольку ее облик в первые два века существования известен только по достаточно условным гравюрам европейских путешественников, сделанным с Волги. 28 августа 1636 г. секретарь проплывавшего в Персию Шлезвиг-Голштинского посольства и путешественник Адам Олеарий (1603-1671 гг.) сделал первую, известную историкам, гравюру Самары.

      Рисунок остался в сочинении Олеария "Описание путешествия в Московию..." (1643г.), содержащем сведения по географии и истории России, большое количество карт и рисунков.

Специалисты считают, что на рисунке Самара еще не вышла за пределы своей классической крепости (созданной Григорией Осиповичем Засекиным в 1586г.) в районе улиц Водников, Алексея Толстого и Кутякова. Однако в городе уже 2 храма, немало строений. Хотя, вряд ли этот рисунок отличался большой точностью.

     Тем не менее, рассматривая план Самарского городка, можно определить, что он занимал территорию около 5,2 га. Жилые кварталы имели общую площадь застройки 33000 м². По подсчётам академика-историка М.Н. Тихомирова, по переписи 1646 г. на посаде крепости стоял 81 двор. Следовательно каждый двор имел площадь около 400 м². На таком учасике могла разместиться только одна изба с небольшими дворовыми постройками. Места для огородов и садов не оставалось. Это была стеснённая застройка без должных противопожарных и санитарных разрывов.

     После проезда по Волге Адама Олеария, вероятно в 1637-1638 гг., в районе Самарского городка проиошло серьёзное гидрологическое изменение. В сильное весеннее половодье напротив нынешнего Управленческого городка Волга промыла себе выход к южному склону Сокольих гор. Здесь, вдоль высокого левого берега, река пробилановое, нынешнее русло, прошла вдоль Самарского городка и против нынешнего посёлка Гранный вошла в прежние берега. Одновременно между рекой Самарой и Волгой обраовалась протока, получившая название "Самарская перебоина". Перебоина вытекала из Самары у нынешнего автомобильного моста и впадала в Волгу против нынешней улицы Комсомольской.

     Река Самара с юга и новое русло Волги с запада стали естественными преградами на подступах к Самарскому городку. Новое русло Волги дало возможность расположить пристань непосредственно у крепости. В 1639 году некий предприимчивый купец Гурьев не замедлил устроить переправу через Волгу, место которой для этой цели используется и в наше время (притив Ульяновского спуска).

План полевой фортификации Самары 1645-1682 гг. Реконструкция Е.Ф. Гурьянова.
План полевой фортификации Самары 1645-1682 гг. Реконструкция Е.Ф. Гурьянова.

В 1645 г. царь Алексей Михайлович повелел: ''для удобнейшей защиты от набегов хищных соседей:  у Самарского городка, со стороны, не защищенной реками, устроить дополнительные земляные укрепления в виде рва и вала со сторожевой высокою деревянною башнею''. При строительстве полевых укреплений были использованы два оврага, располагавшиеся в полуторакилометровомрасстоянии от крепости. На плане города Самары изображены два протяженных и широких оврага, идущих друг к другу от берегов рек Волги и Самары под прямым углом. Вершины оврагов почти сходились в зоне нынешнего сквера на ул. Ленинградской. Верхняя часть Волжског оврага была искусственной - это был ров земляных укреплений. За рвом был насыпан вал. Впереди рва и эскарпированного самарского оврага на всем протяжении укреплений от реки Самары до современного перекрестка улиц Ленинградской и Фрунзе стояли в два-три ряда надолбы. Вдоль всей системы укреплений, с внутренней стороны, на некотором отдалении друг от друга, возвышались сторожевые башни.

 

Реконструкция Самарских укреплений.

Городские укрепления Самары 1706-1742 гг. Реконструкция Е.Ф. Гурьянова.
Городские укрепления Самары 1706-1742 гг. Реконструкция Е.Ф. Гурьянова.

В 1700 году в Московском приказе было отмечено: ''В Самаре большой пожар, сгорел архив Самарской приказной избы''. Через три года, в 1703, Самара горела еще раз. После пожара, в 1703-1706 годах, были заново построены городские укрепления. Они представляли собой линейную структуру, которая начиналась от берега реки Самара и проходила по северо-восточной окраине города до Волги. Протяженность укреплений составляла 1320 м, а их главной частью являлась земляная крепость, построенная по европейскому образцу, что закрепило за ней название замок. ,,Замок'' был расположен на свободном месте, в 200 м на северо-восток от сгоревшего кремля. Сейчас на месте земляной крепости находится Хлебная площадь.

Самарская крепость имела форму ромба, по ее углам находились круглые земляные бастионы - больверки. Бастионв соединялись земляными валами высотой 4,5-5 м. Перед валами, от берега реки Самара и почти до современной улицы Комсомольской, проходил глубокий ров, образовавшийся от выборки земли для насыпи земляных валов замка. По верху валов стояли заборалы - рубленые в столбах парапеты с бойницами, а бастионы венчались срубами артиллерийских казематов с бревенчатыми накатами - покрытиями.
Противоположная сторона замка обращена к жилой застройке, ее валы смыкались у западного бастиона, располагавшемся на современном перекрестке улиц Крупской и Степана Разина. Около бастиона находились въездные ворота, но кроме них было еще двое ворот, из них одни тайнишные, которые упоминаются в описании крепости. В наши дни у южной стороны этого перекрестка просматривается неестественное возвышение местного рельефа. Вероятно это след былого бастиона.  Внешнее очертаниезападных валов земляной крепсти прочно закреплено изломом линиикапитальной застройки четной стороны ул. Степана Разина от ее начала до перекрестка с ул. Комсомольской. Перед западной стороной крепсти рва не было.
Внутренние размерыземляной крепости города Самара по продольной и поперечным осямравны 383 и 202 м, общая площадь - 3,8 га. Для своего времени это была весьма прочная цитадель в системе укреплений города.
Остальные участки северо-восточной стороны города прикрывались деревянными укреплениями двух видов. От южного бастиона к реке Самара стоялпалисад из вертикальных бревен, от которого по затопляемой части берега отходили два ряда рогаток. У противоположного северного бастиона были ворота, к которым подходила дорога из пригорода - крепости Алексеевской. У ворот стояла глухая рубленая башня, где размещалась главная караульная служба города. От башни на север почти по прямой линии стояли традиционно русские деревянные крепостные стены - тарасы. По линии тарасных укреплений стояли три глухие рубленые сторожевые башни. Первая - на современном перекрестке ул. Степана Разина и Комсомоьской, вторая на нынешней ул. Пионерской у дома √22, третья около нынешнего перекрестка ул. Алексея Толстого и Венцека. Далее тарасы шли к Вознесенским воротам, стоявшим на современной ул. Венцека между ул. Алексея Толстого и Водников. От ворот по берегу Волги шла дорога к перевозу. У Воскресенских ворот возвышалась сторожевая башня. От нее к Волге был построен палисад, заканчивавшийся Вольской рубленой башней. От нее по затопляемому берегу тянулось два ряда рогаток.

Таким образом, в самом начале 18 века в Самаре вместо «сгоревших без остатку кремля и палисада» в другом месте была построена система городских укреплений. Кроме того, по правому берегу реки Самара до устья её правого притока, Большого Кинеля была создана полевая система обороны, в которую вошли: треугольная земляная крепость пригорода Алексеевского (1700), Падовский ретраншемент у устья речки Падовки ( район БТЭЦ)  и Самарская цитадель (замок). Через три десятилетия эти укрепления стали правым флангом общегосударственной пограничной системы земляных фортификационных сооружений, известных как Новозакамская или Самарская линия. В наше время Новозакамскую линию довольно чётко обозначают остатки её фортификационных сооружений от ж/д станции Советы до села Красный Яр, затем по левой стороне реки Сок до села Сергиевск, а от него на север через сёла Крепость Кондурча, Шентала к селу Черемшан и далее до речки Кучуй (Татария) – на современных картах она обозначена как Исторический вал.

Общая протяженность линии составляла ни много ни мало 240 км. Строительство такой протяженной линии по тем  временам было проектом очень трудоемким и дорогостоящим. Ведь оборонительная линия строилась по последнему слову европейской фортификационной науки. В ее возведении каждое лето участвовало до 15 тыс. человек. Землю укладывали слой за слоем, укрепляя защитные валы дерном и бревнами. Через каждые 300 м возводились реданы – острые выступы, напоминающие зубья пилы. Наиболее известными из крепостей, располагавшихся по этой линии, стали Красноярская, Сергиевская и крепость Кондурча. Красноярская крепость занимала площадь 4 кв. км, она включала 20 сторожевых башен, караульную, церковь, 64 избы, пороховой погреб и колодец. К нынешнему времени в Красном Яру сохранился не только фельдшанец (временная полевая земляная крепость), но и исторический вал. И сегодня, увидев это место с высоты птичьего полета, можно представить себе масштабы крепости. Менее грандиозно, но примерно так выглядела и система городских укреплений Самары. 

Самара - город.

Геометрический план Симбирского наместничества города Самары, снятый в 1782 году мая 14 дня уездным землемером Сахаровым
Геометрический план Симбирского наместничества города Самары, снятый в 1782 году мая 14 дня уездным землемером Сахаровым

В 1763 году был подписан царский указ « О сделании всем городам, их строению и улицам специальных планов по каждой губернии особо». Самара, как отдалённый от столицы город, не была в первом ряду этого градостроительного мероприятия, но в апреле 1765 г. в городе случился большой пожар, уничтоживший три четверти Самары. После этого катастрофического пожара посланный в Самару по приказу Казанского губернатора А.Н. Квашнина-Самарина унтер-офицер Пономарёв, который выполнил план «размерения» (разбивки) улиц погоревшего города Самара, и представил его Казанскому губернатору 2 июля 1765 года.

      Этот самый первый градостроительный план Самары подписала Екатерина II. К сожалению, подлинный план, исполненный Пономарёвым, в архивном деле не найден.  Согласно императорскому проекту, планировку улиц в нашем городе повелевалось производить так, «чтобы улицы в нем были прямыми и широкими». Далее говорилось, что «…большие улицы оставлять шириною по осьми, а переулки по четыре сажени». Это была первая попытка придать всему коммунальному хозяйству Самары и ее внешнему облику вид европейского города.

       Однако в то время наш город еще не был даже уездным центром, реализация этого проекта по разным причинам затянулась, пока  катастрофический самарский пожар 1772 года вновь не напомнил столице о том, что и в столь глубокой провинции тоже нужно заботиться о благоустройстве городов. А подготовка нового плана заняла еще 10 лет. Его представили на подпись императрице лишь в мае 1782 года, когда Самара уже приобрела статус уездного центра. Чертеж носил официальное название «Геометрический план Симбирского наместничества города Самары, снятый в 1782 году мая 14 дня уездным землемером Сахаровым». Вскоре проект принял к исполнению губернатор Симбирского наместничества О.А. Ингельстром, о чем было доложено в Санкт-Петербург.

«Геометрический план» размещал город на весьма большой территории, от рек Волги и Самары до нынешних улиц Красноармейской и Самарской. По северной и восточной окраинам города изображён ров с целью обеспечения въезда в город только по двум мостам через таможенные заставы. План города представлял собой жёсткую прямоугольную сетку улиц, ориентированную по положению первой от Волги Большой улицы и протоки Самарской перебоины. Перебоина была планировочным направлением развития Большой улицы (Преображенской, ныне ул. Водников) параллельно ей, а не Волге. Поэтому и ныне в Самаре ряд улиц своими концами упираются в Волгу, а пересекающие их улицы подходят к Волге не под прямым углом. Таким образом, ныне исчезнувшая Самарская перебоина была основой трассирования продольных улиц первого и последующих геометрических планов г. Самары. Вторая от Волги (Казанская, ныне Алексея Толстого) улица разрезала изначальную структуру Самарского городка 1586 г. Остальные улицы проектировались по совершенно свободной территории.

Надо сказать, что план снова выполнялся ни шатко ни валко. В течение 70 лет после получения статуса уездного города Самара имела вид типичного уездного захолустья из дальней российской провинции, застроенного в основном деревянными одноэтажными домами в центре и трущобными кварталами бедноты на окраинах. Все улицы в Самаре были немощеные, глинистые или песчаные, и лишь кое-где оборудованы деревянными тротуарами. Регулярная планировка напрочь исключала идейную возможность композиционно-художественного осмысления общих топографических особенностей территории города и рельефа берега Волги. Так, проектом «геометрического плана» посередине города (по современной ул. Ленинградской) от Волги через водораздел сохранялся овраг – ров бывших полевых укреплений. На улицах были косогоры, увалы, овражные впадины и природные тупики, оставшиеся в планировке города до сегодняшних дней. Сторона города, обращённая к реке Самара, как в прошлом, так и в наши дни, была и остаётся задами города. До середины XIX века улицы города, и даже в центре, вообще никак не освещались, и потому по ночам Самара погружалась в кромешный мрак.

     В 1804 году был рассмотрен и конформирован второй «геометрический план» города, отличавшийся от первого только одним рядом пяти кварталов, причерченных к нему с северной стороны. В новом плане уездная Самара не нуждалась, т.к. в это время фактическая застройка не выходила за пределы ул. Ленинградской и Степана Разина, в то время как городская черта геометрического плана проходила по ул. Красноармейской и Самарской. План 1804 года  предусматривал по улицам и площадям 7 «питейных домов» с непременными «спутниками» - съезжими, 5 церквей, но не предусматривалось ни одной школы.

Самара - губернский город.

       Однако самым разрушительным в истории Самары оказался другой пожар, который случился в июне 1850 года. Свидетель Аннаев Егор Никитич пережил весь кошмар огненного ада, который в тот момент творился вокруг него, а впоследствии сумел записать в тетрадь свои впечатления от увиденного. “13 июня 1850 года в 12 часов дня ветер был порядочный, как вдруг ударили тревогу, раздался ужасный крик “Пожар!” Сперва горел хлебный амбар. В это время поднялась ужасная буря, которая в одно мгновение обхватила своим пожирающим пламенем все. Весь народ бежал к реке Самарке, но вихрь с пламенем мчался туда же и много несчастных жертв задохнулось в пламени. Люди, спасаясь, кидались в воду и тонули. Баржи на воде горели. На одной из барж взорвался порох, взрыв которого произвел оглушительный удар. Земля как бы затряслась, а баржу швырнуло в другой берег. Люди полагали, что пришел конец света. Все сгорело. У людей не было даже куска хлеба, который теперь негде было купить. В городе было ужасное зрелище. Кругом лежали сгоревшие люди, лошади, собаки, кошки и множество кур. Повсюду – огненное море, нигде не видно конца. Везде догорающие развалины. Отчаяние народа, истошные крики, рев вернувшегося стада коров – ужас, да и только! За рекой Самаркой тоже все сгорело, неисчислимые потери народа ужасны!”

Так выглядела Самара после пожара.
Так выглядела Самара после пожара.

     При пожаре 1850 года сгорело 486 деревянных и 35 каменных жилых домов, все административные здания города, все имевшиеся тогда больницы, тюрьма, 49 хлебных амбаров из 55 построенных на берегу Волги, а также все 77 таких же амбаров, возведенных на реке Самаре. Кроме того, пламя уничтожило грузовую пристань и более 20 судов для перевозки пшеницы. Никакой борьбы с огнем практически не велось, особенно после того, как стихия уже поглотила больше четверти города. Пожар затих только через несколько дней, когда в городе сгорело почти все, до чего смог добраться огонь. Стихийное бедствие в уездной Самаре вызвало в городах России широкую волну общественной поддержки. По рукам ходили подписные листы, различные общества и частные лица всех сословий делали денежные пожертвования. Даже сам царь Николай 1 принял в этом участие, приказав выдать из казначейства Самаре 5000 рублей. Как всё это доходило до погорельцев, неизвестно, но известно, что выданное сразу после пожара пособие в 5 рублей было позже зачтено в возвратную ссуду на строительство дома. Практические распорядители царской «милости» запустили руку в казну и были привлечены к уголовной ответственности, а денежные остатки благотворительности в сумме 4200 рублей Симбирский губернатор возвратил в министерство финансов.

       Ситуация была такова, что в декабре 1850 года в городе долго не могли найти здание, в котором можно было провести торжества по случаю открытия Самарской губернии и назначения на должность первого губернатора Степана Волховского. 6 декабря 1850 г. был издан указ Сената, которым с 1 января 1851 г. создавалась новая Самарская губерния.  Лишь после переговоров с симбирским купцом Иваном Макке была достигнута договоренность о снятии в аренду принадлежащего последнему каменного дома на Казанской улице.

        Торжественное открытие Самарской губернии состоялось именно в новогодний день литургией и благодарственным молебном, которые совершил в Казанском соборе преосвященный Феодотий, епископ Симбирский и Сызранский. Он благословил губернскую Самару иконой Святителя Алексия, небесного покровителя города. Икону вручили губернатору и поместили затем в присутственном зале губернского правления. Перед ней затеплилась неугасимая лампада и ежегодно 12 февраля совершался молебен.

       Торжества закончились обедом в помещении губернского правления и подпиской на устройство Алексеевского детского приюта, собравшей 2 тыс. рублей серебром. Почетные граждане Самары Максим Плешанов с сыном Дмитрием пожертвовали 6 тыс. рублей серебром на украшение храмов, вспомоществование духовенству и бедным самарцам, пострадавшим во время пожара 1850 года. В торжествах принял участие представитель правительства тайный советник Переверзев. Он произнес проникновенную речь, но исключительную популярность завоевал совсем другим обстоятельством. После обильного обеда сенатор едва спустился с крыльца и, тут же сев на снег, крикнул: «Пошел!». Этим он вызвал бурный восторг местного чиновничества и тут же стал вполне своим человеком. Самарское чиновничество 19 века судя по всему нравами мало отличалось от своих последователей – самарских чиновников 21 века.

     К тому моменту, как Самара стала губернским центром, ее торгово-общественный центр постепенно переместился с Хлебной площади на улицу Дворянскую (ныне улица Куйбышева), а административным центром стала Алексеевская площадь (ныне площадь Революции). В городе интенсивно стали развиваться промышленные предприятия, торговые и транспортные структуры, в связи с чем возведение на его территории пристаней, различных сараев и складов, рынков и хлебных амбаров, складов дров, строевого и сплавного леса приобрело откровенно хаотичный характер.

     Последствия пожаров, а также перекосы в жилищно-коммунальном хозяйстве города был призван устранить новый генеральный план развития Самары. Его подготовка началась вскоре после ходатайства первого самарского губернатора Степана Волховского, направленного им в Правительствующий Сенат в апреле 1851 года. Эта работа у проектировщиков заняла более двух лет. В итоге градостроительный план губернского города Самары императором Николаем I был утвержден 19 ноября (по новому стилю – 30 ноября) 1853 года. В это время у Самарской губернии был уже другой руководитель - Константин Грот.

     Согласно этому документу, в Самаре сохранялась «геометрическая» планировка, причем ее развитие предусматривалось не только в центре, но и в пригородах. Построенная в 1872 году земская больница (ныне больница имени Пирогова) оттеснила городскую черту уже до современной улицы Первомайской. В то время эти места только-только начали застраиваться дачными поселками.

      В процессе своей разработки генеральный план Самары 1853 года в течение упомянутых двух лет менялся четыре раза. Зато после своего окончательного утверждения в Сенате он кардинально больше ни разу не переделывался в течение последующих 75 лет (вплоть до 1928 года).

Однако не прошло и четырех лет после большого пожара 1850 года, как 12 мая 1854 года Самара снова испытала подобное несчастье. За один день пожар уничтожил в городе 150 домов: 55 каменных, 15 полукаменных и 80 деревянных. Кроме того, почти полностью сгорели здания пожарных частей, их оборудование, конская упряжь, и так далее. Одновременно за рекою Самарой сгорело 4 салотопенных завода и 9 деревянных домов.

      “Во время пожара 1854 года обгорела церковь во имя Успения Божьей Матери, особенно чтимая жителями Самары. Хотя внутренность ее уцелела, но снаружи все на ней сделалось жертвою огня, как-то: кресты, крыши, лестницы, перила, потолки, – словом, все, что было деревянное; а большой колокол, в 280 пудов, упал с верхнего яруса колокольни, разрушив два каменных свода ее. После пожара церковь была в жалком положении…”, – писал об этом бедствии редактор “Самарских губернских ведомостей” Леопольдов. И в последующие годы пожары в Самаре продолжали свирепствовать с пугающей регулярностью. В частности, 10 июня 1856 года огненная стихия уничтожила также 246 обывательских домов, в том числе 48 каменных и 199 деревянных. Сгорело также 176 торговых лавок, в том числе и на нынешней площади Революции. После этого было принято решение торговые лавки на площади не восстанавливать, а перенести их на Троицкий рынок. Освободившаяся площадь стала общественной и названа Панской, а после Алексеевской, в честь митрополита Алексия – покровителя Самары. Площадь не была благоустроена. Круглый сквер был создан позднее в 1887 году.

“Во время пожара 1854 года обгорела церковь во имя Успения Божьей Матери, особенно чтимая жителями Самары. Хотя внутренность ее уцелела, но снаружи все на ней сделалось жертвою огня, как-то: кресты, крыши, лестницы, перила, потолки, – словом, все, что было деревянное; а большой колокол, в 280 пудов, упал с верхнего яруса колокольни, разрушив два каменных свода ее. После пожара церковь была в жалком положении…”, – писал об этом бедствии редактор “Самарских губернских ведомостей” Леопольдов. И в последующие годы пожары в Самаре продолжали свирепствовать с пугающей регулярностью. В частности, 10 июня 1856 года огненная стихия уничтожила также 246 обывательских домов, в том числе 48 каменных и 199 деревянных. Сгорело также 176 торговых лавок, в том числе и на нынешней площади Революции. После этого было принято решение торговые лавки на площади не восстанавливать, а перенести их на Троицкий рынок. Освободившаяся площадь стала общественной и названа Панской, а после Алексеевской, в честь митрополита Алексия – покровителя Самары. Площадь не была благоустроена. Круглый сквер был создан позднее в 1887 году.

Ожидаемый результат принесло сооружение в Самаре в 1887 году водопровода, что способствовало соблюдению необходимых противопожарных нормативов и правил «Строительного устава». В итоге к началу ХХ века общегородские пожары прекратились полностью, да и более мелкие уже не достигали былой мощи, когда огненная стихия всего лишь в течение нескольких часов могла уничтожить половину Самары.

Схематичный план Самары с перспективами развития. 1928 год.
Схематичный план Самары с перспективами развития. 1928 год.

       Приходиться признать, что в нашем городе при царе-батюшке не было ни образования, ни науки, ни культуры. Небольшую преуспевающую часть населения в Самаре, как и в похожих волжских городах, составляли купцы, т.е. люди разбогатевшие на торговле и труде бедняков. Из русской классики можно получить представление о том, что это были за люди и каковы были .  нравы. Нанимая модных российских и зарубежных архитекторов они строили вычурные особняки в модных стилях, стремясь "переплюнуть" друг друга; финансировали различные предприятия, сулившие немалую коммерческую выгоду, посещали многочисленные биржи, кутили. Но на смягчение нравов, развитие культуры, искусства или того, что сегодня назвали бы высокими технологиями, это оказывало вялое влияние. В городе имелось несколько заводов, в том числе известный на всю Россию Жигулевский пивоваренный завод, построенный на берегу Волги австрийским подданным Фон Вакано.

Исторически город Самара возник на излучине в месте слияния рек Волги и Самары как оборонительная крепость. Это обстоятельство не лучшим образом повлияло на дальнейшее развитие города. Город, зажатый на мысе между двумя реками, вытягивался вдоль Волги вверх по течению. Ситуацию дополняли купеческие нравы: дореволюционная Самара, растянувшаяся на несколько километров вдоль великой реки не имела ни метра благоустроенного берега. Застройка была более практичной: грузовые и хлебные пристани, лесопилки, склады, рынки, бесчисленные мастерские, одним словом все то, что приносило достаток хозяевам города и давало заработок его нищим жителям. На протяжении всей береговой линии вдоль города шли железнодорожные пути, со стороны реки город имел неприглядный вид.

В годы первых советских пятилеток в городе был построен ряд важных объектов: здание Радиодома, здание Государственного банка, здание Совнархоза (т.е. Дома промышленности, в его первом конструктивистском варианте до реконструкции 1950-х годов), была построена Фабрика-кухня завода им. Масленникова (бывшего Трубочного) – тоже очень интересное чисто конструктивистское сооружение, которое в плане имеет форму серпа и молота. Этот список может быть дополнен большим количеством других объектов - дом Красной армии, здание УВД, дом Сельского хозяйства, рядом жилых домов, таких как Дом специалистов и другими строениями. Отдельная тема – это история постройки Дворца Культуры им В.В.Куйбышева на месте Собора, взорванного в 1931 году. Все перечисленные объекты были реализованы еще до войны. Довоенный период был отмечен и строительством производственных предприятий.

       Так же, уже в 30-е годы было начато проектирование и строительство Безымянского промузла. Видимо борьба с культом личности и то, что в советское время наш город был закрытым - полностью скрыли от нас истиную историю развития города как в довоенное, так и в послевоенное время. А сегодняшние власть имущие стараются совсем уничтожить в памяти граждан Самары этот период. Но, хоть и в небольшом количестве, отдельными кусочками появляется информация, как развивался город в этот период и как он мог выглядеть, если бы удалось воплотить в жизнь некоторые проекты, которые уже были приняты к исполнению.

             Принято считать, что город стал крупнейшим промышленным центром благодаря войне, когда в него было эвакуировано около 40 заводов. 

На самаом деле Безымянский промышленный узел был спроэктирован и начал свое развитие в довоенное время. По одну сторону железной дороги была заложена жилая зона, по другую - промзона.   Основой развития Безымянки стал построенный еще в 1911 году Сажерез (Самарский железнодорожный ремонтный завод) и поселок Сажереза.   

        В середине 1930-х гг. главным предприятием города должен был стать завод по производству тяжелых грузовых автомобилей, что дало толчок развитию инфраструктуры Безымянки. Начало капитальному строительству на Безымянке положил квартал Сажерез, разработанный в 1934 г. из 8 одинаковых секционных зданий в духе постконструктивизма, и здание ДК. Построено было 6 корпусов. Сооружения, выходящие на ул. Победы дополнительно декорировали и скрыли конструктивистскую генетику, угловые оконные проемы, горизонтальные тяги и т.п. Границы участка – современные ул. Победы, Ново-Вокзальная, Калинина, Свободы. Во время войны на площадке завода Сажерез разместили  эвакуированный подшипниковый завод (9 ГПЗ или теперь ОАО "СПЗ").


      В 1937 году было принято решение о строительстве крупнейшего в мире Куйбышевского гидроузла на реке Волге у Красноглинского створа, для чего были созданы поселки Управленческий и Мехзавод для вольнонаемных рабочих, а также лагеря для заключенных, ставших основной рабочей силой этого строительства. Для обеспечения строительства Волгостроя была возведена мощная Безымянская ТЭЦ и рабочий район при ней. Это придало Безымянке роль стратегического центра развития всего города.

          С момента появления первого генплана Самары в 1937 г. и в его доработках 1940-х гг., разработанных самарскими специалистами под руководством А.Л. Каневского, главной чертой было расположение основного промышленного района с жилой инфраструктурой на Безымянке.

       В 1940 г. в город, превысивший 400-тысячный рубеж, стали прибывать эшелоны с заключенными и научно-техническим персоналом НКВД. В связи с подготовкой к войне машиностроительный промузел "Безымянка" по секретной директиве Сталина был срочно переориентирован на оборонную продукцию. 

           Основным профилем предприятий Безымянского промузла, как возведенных в 1930-е гг., так и эвакуированных, стал выпуск авиационной техники, а ведомством, определяющим последующее развитие, – Наркомат авиационной промышленности. Поэтому проект планировки района был разработан в Гипроавиапроме, а для руководства строительством авиационных заводов в Куйбышевской области 28 августа 1940 г. образовано Управление особого строительства (Особстрой) НКВД СССР.

        По некоторым данным уже к 1941 г. возвели несколько десятков 2-этажных домов в районе между современными улицами Победы, Юных Пионеров, пр. Кирова и Воронежской (рис.12). Вдоль улицы Победы было построено три четырёхэтажных дома с почтой, филиалом универмага, магазином, ателье.

 

В годы войны в Куйбышев были эвакуированы огромные заводы с запада страны. Сюда переехало правительство и посольства – Куйбышев стал временной столицей СССР. С конца 1941 г. до начала 1943 г. город принял свыше четверти миллиона эвакуированных. В 1942 г. на Безымянке начали работать школы №№ 36,83,84 и открыта первая типовая больница вместимостью 100 коек, ставшая Центральной больницей Кировского района. Даже не смотря на тяжелое военное время, строительство города велось грамотно, жилые районы имели всю необходимую инфраструктуру, парки, клубы, магазины, школы. Вот где нужно учиться сегодняшним градостроителям Самары, вернувшим дореволюционные приоритеты и нравы в архитектурное развитие города, зубы современных высоток и торговые центры в котором появляются к месту и не к месту, еще больше сужая и так уже полностью запруженные автомобильными пробками улицы. Местами они вплотную примыкают к проезжей части, превращая город в каменные джунгли. Чего только стоит застройка территории 4 ГПЗ, навалившийся на улицы Аэродромная и Аврора торговый центр, единственной целью строительства которого могла быть цель - создать на этом перекрестке транспортный коллапс. Здание прямо пытается вывалиться на проезжую часть и перекрыть обе улицы.