Когда я узнал, какими должны были стать набережная и Самарская площадь, меня поразило единство, масштаб, удивительно органичное использование местности. Печально, что этот проект уже был принят к исполнению, уже были построены некоторые здания, и затем всё было остановлено. Ни где прямо не указана причина прекращения строительства этого проекта, но насколько я понимаю – это была борьба с культом личности.

         Эта информация уже есть в интернете, но я тоже хочу уделить внимание этому проекту и тому, что вместо него для нашего города создали сначала советские власти, а за тем уже и демократы. Пусть как можно больше людей знает, каким мог стать город, как, когда и почему он развивался.

        Но, обо всём по порядку.

Такой станет набережная Волги.

Газета "ВОЛЖСКАЯ КОММУНА"

 

19 января 1954 года.

В редакцию поступило несколько писем избирателей г.Куйбышева с просьбой подробнее рассказать о том, что будет представлять из себя наш город и его набережная в будущем. Рабочие Куйбышевского подшипникового завода В.Якушев, В.Тарасенков, В.Котельников, мастера Б.Каран и В.Кильсеев пишут:

«Сейчас, когда у нас в стране развернулась подготовка к предстоящим выборам в Верховный Совет СССР, мы подводим итоги работ, проделанных за последние годы, и воочию убеждаемся, как из года в год, из месяца в месяц улучшается благосостояние каждого советского человека, каждой советской семьи.

Значительно похорошел, вырос и наш родной город Куйбышев. Сколько новых жилых зданий, школ, клубов, больниц поднялось на наших глазах за последнее время! И все это – для советского человека, для его счастья.

Впереди у нашего города еще более прекрасное будущее. В связи с этим нам хочется знать, как будет выглядеть родной город в ближайшие годы, какие новые здания должны подняться на его улицах и площадях. В «Волжской коммуне» мы недавно прочитали, что архитекторы Куйбышевского горпроекта закончили проект реконструкции и застройки набережной Волги. Просим подробнее рассказать об этом проекте».

Выполняя пожелание избирателей, редакция обратилась к группе архитекторов, инженерно-технических работников и застройщиков города Куйбышева с просьбой ответить на поставленный вопрос. Полученные ответы публикуются на этой странице.

 

БУДУЩЕЕ ГОРОДА.

 

Город Куйбышев….Неузнаваемо вырос и похорошел он, как и любой наш город, за годы Советской власти. Поднялись новые красивые здания жилых домов, институтов, школ, клубов, больниц, заводов и фабрик. Улицы, залитые асфальтом, убегают от центра во все концы города. Раскинутый на берегу красивейшей в стране реки, наш город по праву относится к числу наиболее удачно распланированных приволжских городов. С гордостью и радостью наблюдают куйбышевцы, как растут и благоустраиваются его улицы, скверы и площади.

Но еще более замечательное у нашего города будущее.

Как известно, прибрежная часть его мало изменилась за последнее время. Занятая складами, предприятиями лесопиления и мелкими постройками, она была фактически отрезана от центра. Наш город с самого начала его застройки был разбит на прямоугольные квадраты. В дальнейшем планировка велась по принципу прямоугольной сетки улиц.

Однако нужно заметить, что при планировки набережной этот принцип систематически и грубо нарушался. Улицы здесь имеют массу изломов, жилые дома и производственные сооружения разбросаны беспорядочно. Вот почему давно возникла необходимость произвести коренную реконструкцию всей набережной.

По указанию правительства Куйбышевский горпроект (управляющий В.Ф.Зарайский) в июле 1953 года приступил к разработке проекта детальной планировки прибрежного района.

С большим творческим подъемом и сознанием высокого долга проектировщики принялись за выполнение этой работы. Много и упорно потрудились они, воодушевленные желанием сделать родной город еще краше, еще благоустроеннее. Множество эскизов, различных вариантов будущего проекта предлагали архитекторы. Из них был отобран самых лучший. Виднейшие градостроители страны, действительные члены Академии архитектуры СССР В.И.Семенов и Д.Н.Чечулин, кандидат архитектуры А.А.Галактионов, лауреат Сталинской премии архитектор Т.И.Штеллер постоянно помогали нам своими советами, замечаниями. Основную работу вел коллектив архитектурного сектора горисполкома (начальник сектора архитектор А.Л.Каневский). активное участие в проектировании принимали специалисты-архитекторы Н.Г.Салоникиди, А.В.Годаевич, М.А.Труфанов, М.Н.Гололобов, В.И.Яценко, инженер Н.И.Розанов и техник М.А.Корчагина. С большим напряжением трудились чертежницы Г.Н.Сусова и А.А.Блясина. Кропотливо работал санитарно-технический сектор, обеспечивающий проект документацией по всем инженерным вопросам.

Неутомимый творческий труд всего коллектива увенчался успехом. Недавно проект набережной Волги утвержден Управлением по делам архитектуры при Совете Министров РСФСР.

 

 

На снимке: Участок набережной под Красноармейским спуском. Проект. Колоннады по сторонам лестницы впоследствии реализованы не были.
На снимке: Участок набережной под Красноармейским спуском. Проект. Колоннады по сторонам лестницы впоследствии реализованы не были.

Каким же будет наш город и, прежде всего, его набережная  в недалеком будущем?

По новому проекту набережная в границах от Ульяновской улицы до силикатного завода и от улицы Молодогвардейской до реки Волги будет значительно изменена и реконструирована. Улицы Ярмарочная, Маяковского и Полевая, сохраняя свое направление, несравненно расширятся. Улица Чкалова,  не имеющая прямого спуска непосредственно на нижнюю террасу набережной, – как  улица, предназначенная для проезда транспорта, будет закрыта. Основные улицы, идущие вдоль Волги, – Молодогвардейская и Пристанская, частично сохраняя свое направление в районе от Ульяновской до Полевой,  далее к силикатному заводу трассируются заново. Улицы Осипенко и Беломорская, а также улицы, идущие по верхней террасе набережной, получат прямой выход к Волге.

Планируемый прибрежный район непосредственно примыкает к системе центра города, включающей Самарскую улицу и связанные с ней три площади – Самарскую, Социалистического земледелия и Осипенко. Таким образом, центр города будет связан с набережной Волги. По оси Ярмарочной улицы намечено создать бульвар шириной в 60 метров с цветниками, фонтанами и скульптурами. В центре Самарской площади разместится административно-жилой корпус с центральной частью в 14-ти этажей.

На Ярмарочной улице будут возведены монументальные семиэтажные дома.  При спуске в прибрежный этаж запроектирована широкая парадная лестница с каскадами воды и фонтанами. На площади Социалистического земледелия решено разбить бульвар: от него по Полевой улице пройдет прямой спуск к реке.

 

Прибрежный район на значительном протяжении имеет ярко выраженный террасообразный характер рельефа. Эти природные качества в проекте использованы для создания большой архитектурной выразительности в застройке набережной. В районе нижней террасы запроектирован прибрежный парк.

На снимке: Макет центральной части будущей набережной города.

 

По проекту центральная ось площади проходила по улице Ярмарочной. Центром композиции Самарской площади является административное здание, которое было реализовано без высотной части. Широкая парадная лестница с каскадом фонтанов реализована не была. Фрагментарно был реализован ансамбль верхней набережной по правую сторону от оси бульвара соединяющего Самарскую площадь и набережную. Два общественных здания в прибрежном парке у выхода Ярмарочной улицы так же не были реализованы. На месте одного из них (по левую сторону) чуть позже построили здание гостиницы Волга.

Исходя их природных особенностей, по проекту создаются верхняя и нижняя набережные. Настройка верхней набережной будет осуществляться крупными, – в 5-7 этажей, жилыми домами. Нижняя набережная будет застраиваться отдельными жилыми комплексами с разрывами между ними в 60 метров, создаваемыми в целях раскрытия пространства перед верхней набережной. В разрывах запроектировано разместить зеленые площадки с фонтанами и скульптурами. Площадки будут связаны между собой лестницами. Дома на нижней набережной проектируются протяженными, монументального характера, в пять этажей, с отдельными акцентами – повышениями до семи этажей. В первых этажах жилых домов будут размещены детские сады, ясли, библиотеки, магазины, ресторан, столовые, ателье и другие учреждения бытового обслуживания.

Кроме того, в прибрежном районе поднимется ряд общественных зданий. При выходе Первомайской улицы  к набережной будет образована площадь, на которой разместятся учебный корпус нефтяного факультета  индустриального факультета и два других здания также учебного назначения. На площади Осипенко намечено построить Дворец культуры.

В прибрежном парке у выхода Ярмарочной улицы запроектированы два общественных здания. В первом из них разместятся физкультурные учреждения, во втором – музей, библиотека и другие учреждения. По мысу между оврагами Беломорским и Силикатным запроектирован районный парк, в котором намечено соорудить большое красивое здание культурного назначения. По верхней террасе в кварталах разместятся две школы на 930 учащихся каждая, близ них будут разбиты школьные участки.

Верхняя и нижняя набережные будут связаны улицами, спускающимися к реке. В разрывах между жилыми домами и нижней набережной для связи запроектированы парадные лестницы.

Все жилые дома и общественные здания будут сооружениями, достойными нашей эпохи. Они украсят наш город. Для их отделки будут применены цветные штукатурки, облицовочные плитки и естественный камень.

Линия набережной выравнится и закрепится гранитной подпорной стеной высотою до четырех метров. Внизу за подпорной стеной проектируется пляж. На спланированной территории будет разбит прибрежный бульвар шириной в 100 метров. Городской проезд, который пройдет вдоль застройки нижней набережной, в районе ГРЭС соединится с существующей Пристанской улицей. Около подпорной стены набережной намечено создать прогулочную парковую аллею шириной 18 метров.

Весь прибрежный район будет благоустроен, озеленен и обеспечен всеми видами коммунального обслуживания. Связь его с основными магистралями города будет осуществляться троллейбусом и автобусом.

Строительство в прибрежном районе разделено на очереди. В первую очередь решено построить жилые здания по нижней набережной. Кварталы будут полностью благоустроены, озеленены, в них предусмотрено выстроить гаражи для индивидуальных автомашин.

Из общественных зданий раньше других вступят в строй административной-жилой корпус на Самарской площади, пятиэтажный учебно-лабораторный корпус гидротехнического института, здание нефтяного факультета индустриального института.

При осуществлении строительства первой очереди город получит 76.000 квадратных метров жилой площади, или около 2.000 двух- и трехкомнатных квартир. Всего же в прибрежном районе войдет в строй около 200.000 квадратных метров жилой площади. Первая очередь строительства по времени рассчитывается на ближайшие пять лет.

Большие работы по градоустройству, развернувшиеся сейчас в нашем родном городе – новое яркое свидетельство великой заботы Коммунистической партии и Советского правительства о благосостоянии народа, о его культурной, счастливой жизни.

 

Н.ПОДОВИННИКОВ, И.ЗОБИНА. Архитекторы, авторы проекта прибрежного района.

В ансамбле застройки набережной одно из центральных мест будет занимать высотное здание на Самарской площади, в котором разместятся филиал гидропроекта и "Куйбышевэнерго". На снимке: эскиз проекта 14-этажного здания на Самарской площади. Автор проекта - архитектор П.Щербачёв. Фото Л.Щербакова.

     Проект двухуровневой набережной начали воплощать в жизнь. Начато строительство высотного здания, которое не было достроено по причине начавшейся после смерти Сталина борьбы с культом личности. Здание на Самарской 203б  лишилось нескольких этажей и шпиля (первое фото ниже). Были уже построены и еще несколько зданий ансамбля (на фото).

       Теперь посмотрим, что же было сделано вместо этого проекта.  В 1965 году к 50-летию революции было решено создать в Куйбышеве по образцу других городов вечный огонь и памятник трудовой славе. Но к 1967 году реализовать задуманное не успели. В 1970 году Ярмарочный спуск был засыпан, а на его месте стал формироваться ансамбль новой площади. Здесь на народные пожертвования начал возводиться Монумент славы. В сентябре 1971 года был впервые зажжён вечный огонь, а 5 ноября того же года был торжественно открыт монумент Славы. 

      В детстве, когда я впервые увидел монумент Славы будучи ещё маленьким мальчиком, он меня очень поразил, отпечатался в сознании. Человек на высокой-высокой стелле держит крылья. Он был символом нашего города. Я не понимаю, каким образом и кому пришла в голову мысль о дальнейшем развитии всего этого ансамбля, но после строительства здания областной администрации, «Белого дома», монумент съёжился, прижался к земле под нависшей над ним громадой чиновничьей власти. Ушло впечатление свободы, простора, полёта, солнца и неба, которое создавал монумент Славы. Прекрасно архитектурный облик построенного здания описан в книге «81 архитектурный шедевр» Виталия Стадникова и Олега Фёдорова: «[Строение] представляет собой 7-этажный корпус размером с футбольное поле, 100х50 м. Ордерное оформление фасада абсолютно идентично зданию МинОбороны в Москве и другим зданиям Обкомов партии, появившихся в ту эпоху. Неуклюжий объём нарушил лёгкость и комплексное восприятие модернистского ансамбля площади…»

      В 2000 году к 2000-летию христианства и 55-летию победы в Великой Отечественной войне начали строить Храма Георгия Победоносца, для чего из ансамбля монумента Славы был выделен участок. Непонятно, что должен представлять собой образовавшийся на месте, где должна была быть красивейшая двухъярусная набережная, ансамбль по мнению архитекторов Самары. Выглядит же всё это, хотя и построенное с благими намерениями, абсолютно не гармонично, нет единой композиции, нет лёгкости восприятия. Получился некий союз воинского и трудового подвига с чиновничьей непробиваемой властью и церковью. А ещё точнее: доминирующий над всей композицией «храм чиновников» с выстроившимися вдоль него на территории площади крокодилоподбного вида «Ауди» и «Мерседесами» и выдвинувшийся на передний план Храм Георгия Победоносца  молчаливо, но очень красноречиво поясняют гражданам города, что места трудовому и боевому подвигу в этом городе больше нет. а архитектурно-планировочное развитие города теперь зависит от тех же купеческих нравов, по которым развивался город в 18-19 веках, но правда на более высоком уровне развития научно-технической мысли – богато, красиво, величественно, с позолотой…, но аляписто, не гармонично, даже хаотично, и тесно.

       Сейчас вновь проводится реконструкция площади Славы. Рассматривалось несколько вариантов проектов реконструкции:

Принятый вариант:

Пока вот что получается:

По прошествии 2 лет работы ещё не завершены. Результат, прямо скажем, обескураживающий. Не знаю, какие мысли должны были витать в голове у того лица, которое приняло решение загородить вид на Волгу с площади Славы высокой бетонной стеной, названной в Самаре стеной плача Меркушкина, но теперь вместо устремившихся в высоту крыльев над бескрайними волжскими просторами ваш взгляд упрётся в железобетонный забор с достижениями уже бывшего губернатора.

Архитектурный стиль получившегося ансамбля можно назвать так: ассорти или не удавшаяся попытка сегодняней купеческо-обывательской Самары с пустым разворовываемым бюджетом возвысить себя над мощным индустриальным работягой Куйбышевом.

Эта история ещё не закончена. Понимая всю абсурдность созданного ансамбля площади Славы власти области вновь рассматривают варианты её реконструкции. Видимо нет а Самаре ничего более важного, ничего действительно необходимого, куда мудрый хозяйственник направил бы средства из итак дефицитного бюджета. Мы будем 10 лет строить 1 станцию метро,  а через год закроем её на ремонт, но зато 10 раз реконструируем площадь перед зданием администрации области. У нас нет даже ни средств, ни желания провести масштабные раскопки на освободившейся территории завода клапанов, где находилась крепость Самара. Очередной торговый центр - это на много важнее для нас!

       Вот наконец и результат. Вроде бы получилось не плохо: лесенки, фонтаны, террасы, за исключением "стены плача", которая мне кажется портит картину. Но может быть у кого-то другое мнение. Зимой на спуске устанавливают много иллюминации, получается очень красиво.