Путешествие по Южному Уралу в 2012 г.

Заинтересовавшись Южным Уралом после просмотра цикла передач весь Южный Урал, решил обязательно съездить туда, от Самары недалеко. Результатом просмотра ресурсов интернета стал вот такой маршрут:

Схема маршрута

Он охватывает очень много интересных мест, сразу всё посмотреть просто невозможно. По всем пунктам маршрута я собрал информацию и распечатал её. Получился своего рода путеводитель.

Вот наконец лето и отпуск. В нашем распоряжении была одна неделя и я выбрал для поездки такие объекты: Серпиевский пещерный град, Национальный парк "Зюраткуль", музей Ильменского заповедника в Миассе, минеральные источники в с. Ассы и планетарий в Уфе.

Утром мы выехали из Самары по М5. По дороге останавливались пообедать у лесопосадки.

Игнатьевская пещера

Вот наконец мы у села Аратское и впереди виден поворот на грунтовку к Игнатьевской пещере. Дорога неплохая и мы, преодолевая километров 7, добираемся наконец до поляны с табличкой "Игнатьевская пещера.  На этой поляне мы решили разбить лагерь и заночевать.

Солнечное утро нас встретило пеньем птиц. Позавтракав и собрав всё необходимое для похода в пещеру, мы двинулись по дороге в сторону каньона реки Сим.

Идти под горку легко и мы добираемся до поляны в каньоне. Теперь идём влево вдоль русла реки и перед нами предстаёт лестница, ведущая к входу в пещеру Игнатьевская, над ней и сам вход..

Арка входа Игнатьевской великолепна – ее высота и ширина около 12 м. Вход расположен на высоте около 10 м над рекой и хорошо виден с противоположного левого берега. На входе установлена металлическая решётка, но дверь открыта. Основные коридоры просторны, лишь иногда приходится слегка пригибаться. Два коридора сходятся в наиболее крупном зале – гроте Столба. В северо-восточной части полости есть небольшая система узких щелеобразных ходов, а в дальней от входа части – узкий ход, довольно круто поднимающийся вверх. В этом ходе самые красивые натеки. В отличие от широких коридоров, он почти не закопчен.  Общая протяженность ходов Игнатьевской, по достаточно старым данным, составляет 545 м. Пещера Игнатьевская, или Ямазы-таш, известна тем, что в ней обнаружены рисунки древних людей. Таких пещер на Южном Урале всего 3 - Игнатьевская, Колокольная и Капова. Но увидеть настоящие рисунки вы можете только здесь, т.к. в Колокольной они утрачены - скрыты пол слоем копоти, а в Каповой вам покажут копии, нарисованные современным художником, к оригинальным рисункам туристов не допускают.

Дальний коридор пещеры заканчивается тупиком,  где в правой стене этого коридора у самого пола имеется узкий лаз, ведущий в грот, называемый Кельей старца Игнатия. Над лазом кто-то нацарапал слово вход и стрелку. На полу лаза щебень и небольшая лужица.Вылазить в конце нужно вверх, так что придется чуть-чуть повыгибаться. Назад сложнее, т.к. придется или нырять туда головой вниз.
      Келья Игнатия - невысокий сырой грот средних размеров. Всю дальнюю от входа часть кельи занимает большой конус наносной глины. Судя по его размерам, здесь пещера долгое время имела сообщение с поверхностью.

В этой келье в 19 веке жил старец Игнатий, который по одним преданиям был беглым каторжником, по другим - императором Александром 1, ещё вариант - великим князем Константином Павловичем. Говорят, что в одном из тупиков пещеры он сначала и был похоронен,  но прибывший из Катав-Ивановска урядник приказал перезахоронить тело старца. Чтобы не смущать народ... На обратном пути из пещеры разразилась гроза и молнией убило урядника.
      А на другой, восточной стороне кельи находится то, что влечет сюда многих посетителей: из натека вырезана фигурка женщины с двумя подсвечниками по бокам (один из них сломан). Мнения по поводу этот изображения разделились: одни считают ее иконой, вырезанной самим Старцем, другие   говорят, что ее возраст - 10-15 тыс. лет.

Посетители ставят около неё свечи и кладут монетки.

С 1762 года в различных литературных источниках различных авторов пещера получила 14 имен: "пещера на реке Сим" (Рычков, 1762 г.), пещера в горе Ямазе-таммаге-таш (Паллас,1770г.), пещера "Игнатиевская"(Чернышов, 1889 г.), "Игнатовская" (Чекан, 1899 г.), "Игнатьева" (Агров, 1915 г.), пещера "Игнатьева" (Клер, 1938 г.), "Ближняя пещера", "Серпиевская пещера" (Лялицкая, 1938 г.), пещера "Ямазы-Таш" (Бадер, 1960 г.), а также "Игната", "Симская", "Дальняя", "Серпиевская"....

В 1980г. группа археологов совершила здесь сенсационное открытие - в дальней части пещеры на стенах и потолке были обнаружены рисунки первобытных людей. Считается, что рисунки в пещере сделаны почти 14 тысяч лет назад, их около 40 групп. Это вполне реалистические изображения быка, мамонта, других животных и нерасшифрованные пока геометрические символы.

Вот схемы пещеры и расположения в ней рисунков.

Рисунки расположены в келье старца Игнатия на потолке и на выступе разу над выходом из лаза, а так же в большом зале на столбах и стенах. Рисунки выполнены охрой и углём.

Вот мы и осмотрели всю пещеру, прикоснулись к истории наших предков.

Суходол реки Сим

Затем мы отправились посмотреть суходол реки Сим. Он тянется на 1,5  км вверх по каньону от Игнатьевской пещеры. Мы перешли русло реки по камням и двинулись по тропинке вверх по течению.

Ещё два раза перейправившись через русло по камням, мы дошли до места, где в Сим впадает ручей Гамаза. Дальше русло Сима совершенно сухое.

И вот, цель нашего похода - здесь Сим буквально в течении нескольких десятков метров уходит под землю. Вода прямо на глазах с шумом исчезает между камней.

Немного поплескавшись водой, отдыхаем и обедаем на обнаруженном здесь месте для привала и идём обратно к месту, где воды Сима вновь выйдут на свободу. Это напротив Игнатьевской пещеры. Пробравшись по зарослям малины и крапивы выходим к белой скале. Из под осыпей камней у скалы вырываются два бурных потока вод Сима. Сим, протекая под землёй, образовал  пещеру Эссюмская.

После полного впечатлениями похода отправляемся к своему лагерю.

Наутро мы свернули лагерь и отправились к селу Серпиевка, где расположено ещё несколько пещер. По пути сфотографировались у каменного медведя. Затем заехали в серпиевский магазин пополнить продовольствия и набрать воды в роднике. После Серпиевки справа от дороги на пригорке небольной сосновый лесок. Там мы и остановились.

Сразу отправились осматривать пещеры. Указатель к пещере Колокольной стоял прямо перед нами.

Когда-то в Колокольной был установлен старообрядческий колокол, откуда и название пещеры. В ней так же были рисунки древних людей, но найти их из-за сильной закопчённости пещеры невозможно.  Вход в пещеру довольно большой, в виде правильной арки. Мы осмотрели основной зал, забрались на"второй этаж" и поузкому лазу добрались до маленького зала, в котором обнаружили один единственный сталагмит.

После Колокольной мы по тропинке отправились к пещере Майская.

Затем мы пошли обратно по тропинке к скале Кольцо. Говорят, если влюблённые пройдут через него, то никогда не расстанутся.

После скалы Кольцо тропинка спускается вниз почти к руслу реки Сим. Мы дошли до пещеры Водяная.

Я спустился в пещеру, осмотрел центральный и два боковых грота. Колодца с водой, который должен быть в пещере, я не нашёл. Вот ещё несколько видов окрестностей.

После осмотра пещер и небольшого отдыха садимся в машину и едем на озеро Зюраткуль. Наш путь идёт через Катав-Ивановск и Юрюзань. Наконец поворачиваем с М5 на Зюраткуль. В п. Магнитский КПП. За въезд на территорию национального парка платим 140 рублей - по 40 за автомобиль и взрослых, 20 за ребёнка 15 лет, 7- летний бесплатно. Дальше идёт гравийка.

На озеро приезжаем на закате. Красота!!! Палатку поставили прямо на берегу. На Зюраткуле мы провели 2 дня и 3 ночи.

Утром на следующий день отправились посмотреть Китову пристань.

Китова пристань - красивый детский городок, но, видимо оказавшийся никому ненужным. Видно, что за ним никто не смотрит и не ухаживает. Причал обвалился, корабли завалились на бок, фигурки и домики сказочных персонажей тоже частично обветшали. Жаль, что предприниматель, соорудивший всё это на территории национального парка видино незаконно, и власти не нашли общего языка и не нашлось способа всё это сохранить. Слышал, что городок будут разбирать.

После прогулки вернулись к палатке.

Вода в озере замечательная, нет ничего лучше, чем искупаться в жаркий летний день.

Затем мы отправились посмотреть экопарк. Собственно говоря это обустроенная территория турбазы, за вход на которую надо заплатить в 2,5 раза больше, чем за вход в Национальный парк. Но обустроено всё очень красиво, есть минизоопарк, детская площадка, конюшня, где можно совершить прогулку верхом. Вобщем на Зюраткуле есть много возможностей, как для отдыха дикарями, так и для отдыха с удобствами на турбазах.

Вот и вечер. С озера дует приятный ветерок.

На следующий день с утра решили идти на хребет Зюраткуль. Взяв с собой 1,5 л бутылку воды и немного перекусить, отправились в дорогу. До вершины километров 5. Сначала половина пути оборудована деревянным помостом, затем идёт просто лесная тропа. Пару раз отдохнув, добрались до последнего крутого подъёма по каменной осыпи. Забравшись на хребет решили залезть на среднюю каменную вершину. Весь путь занял часа 3.

Наконец забрались на вершину хребта. Вид отсюда великолепный.

Спуск намного легче и быстрее. Спустившись по каменным осыпям на живописную полянку и немного отдохнув, двигаемся в обратную дорогу.

Спуск занял около часа - идти вниз легче и быстрее. Спустившись с хребта заглянули посмотреть на садки с форелью, которые находятся через дорогу прямо напротив начала тропы. Форель - которую надо ловить по 500 р. за кг живого веса. Кто хочет - может половить.

Вернувшись к палатке, оставшуюся часть дня мы отдыхали, купались в озере, сын лепил из глины фигурки животных. На берегу озера набрали много красивых камешков для аквариума.

На утро собрали палатку и тронулись в сторону Миасса. Пока собирались, с елей к нам спустилась белочка.

Взглянув ещё раз на хребет, на вершине которого вчера мы были, мы отправились в путь. Выезжая с Зюраткуля остановились у мараловой фермы, посмотреть на оленей, за что с нас взяли 150 рублей. Егерь повёл нас в загон. Оленей нашли быстро. Конечно красавцы, завезены сюда с горного Алтая.

Выехали на М5. Самая нудная дорога. Фуры в гору не тянут, с горы разгоняются. Едем как все. Останавливаемся у стеллы на границе Европа-Азия, и опять в путь. Добираемся до Миасса и едем к музею Ильменского заповедника.

В фондах музея хранятся более 25000 экспонатов. Часть фондов представлена в экспозициях музея. Семь демонстрационных залов музея занимают три этажа.

На первом этаже расположилось три зала. В первом из них. представлены тематические коллекции месторождений Урала и других регионов нашей страны: поделочные камни, агаты из Чукотки, друзы горного хрусталя и аметиста из Полярного Урала и Алдана. Всего более 700 образцов.

В зале систематической коллекции минералов представлено 740 минеральных видов (на сегодня в мире около 4.5 тыс.), образцы (более 1500) расположены в витринах согласно кристаллохимической классификации минералов. В центре зала расположены две вазы «Уральская рапсодия» и «Лира» из уральской яшмы.

Второй этаж занимают экспозиции Ильменского заповедника. В Ильменском зале - образцы горных пород и минералов Ильменских гор.Рядом с этим залом – коллекция минералов из аналогичных Ильменам комплексов: Вишневогорского, Ловозерского и Хибинского массивов, во втором зале представлена история открытия и изучения этого уникального уголка нашей земли.

На третьем этаже, в биологическом зале расположена одна из крупнейших в России объемных диорам, которая демонстрирует видовое биоразнообразие и ландшафтные комплексы заповедника и сопредельных с ним территорий Южного Урала. В диораме представлены типичные виды животного и растительного мира заповедника, некоторые виды показаны биогруппами: «Лисиный выводок возле норы», «Нападение волков на косулю», «Глухариный ток», «Бобры возле хатки». В остальной части зала, в малых диорамах и витринах, показано разнообразие фауны и флоры заповедника и Челябинской области. В центре зала в небольших витринах можно познакомиться с коллекциями яиц, гнёзд, редких видов растений, различных типов лишайников, а также некоторыми видами летучих мышей.

Музей впечатляет коллекцией минералов. После музея заехали в местный "Магнит" пополнить подуктовый запас и двинулись в сторону Белорецка.

Дорога до Учалов навевала мысли о том, что немцы в отечественную войну всё-таки долетали до Урала и целенаправленно разбомбили её. После Учалов вроде пошла получше. Останавливались сфотографироваться у разных фигур зверей, попадавшихся вдоль дороги. Ещё раз пересекли границу Азии и Европы, переехав реку Урал, которая здесь больше похожа на ручеёк. Проехали Белорецк, Межгорье, Инзер. Поворот на Ассы. И вот, к вечеру, мы у цели - село Ассы.

Переезжаем мост через Инзер, сворачиваем на лево и немного проезжаем вдоль берега. На представшей переднами полянке между Инзером и железной дорогой, ставим палатку. Здесь уже стоит ВАЗ-2104 - дед и две бабки приехали сюда на несколько дней принимать минеральные бани у местных жителей. Сказали - уже не первый год приезжают. Вдали виден санаторий.

Немного погуляв вдоль Инзера и посидев с удочкой, отправляемся спать.

Утро солнечное и ясное. Дети решили пофотографироваться на полянке у деревянного забора.

Затем мы собрались и поехали в село к минеральному источнику. Источник находится в симпатичной избушке. Камни и русло ручья, текущего от родника - рыжие. Видно в воде много железа. Набираю в 5-ти литровые баклашки воду. Пробуем. Вода очень солёная, говорят её надо разбавлять 1:4. Идём посмотреть на "горькую" речку и озеро из минеральной воды.

Минеральные источники расположены на левом берегу речки Туз-Елга (Соленая речка), которая здесь впадает в Инзер. Здесь на расстоянии около 2 км вдоль берега Туз-Елга насчитывается 17 источников, из которых 14 являются минеральными. Возле источников образовалось соленое болото с минеральной грязью. Родники карстовые.  Речку красиво отгородили каменным забором.

Дальше наш путь в Уфу - хотим успет на сеанс в Планетарии. Дети давно хотели посмотреть планетарий. Но когда мы были в Москве - планетарий там был закрыт. Перед поездкой через интернет узнали, что в Уфе он тоже есть, и сразу запланировали попасть в него.

Дорога от Ассов до Уфы хорошая, много красивых живописных мест. Миновали самый высокий в этих местах хребет Зильмердак.  Максимальная высота Зильмердака – 921 м. На спуске с перевала дорога образует серпантин, поворачивая на 180 градусов. Это место называется "Тёщин Язык".

Заехав в Уфу мы разыскали там планетарий, сходили на сеанс про динозавров, немного прогулялись по парку и поехали домой.