Путешествие по яшмовому поясу России

В 2018 году в отпуске решили проехать с сыном маршрут от Миасса до Учалов, посмотреть и отдохнуть на озерах и поискать яшму.
Первым пунктом нашей поездки стало голубое озеро недалеко от села Старое Якушкино в Самарской области, на котором мы уже были. Поставили палатку, искупались, побродили по окрестностям, посидели у костра, сделали шашлы, полюбовались закатом.

Утром проснулись, искупались в пресном озере, позавтракали, собрали лагерь и поехали дальше. Остановились у реки Шунгут. Выехали на М5. Обедали около деревни Тюпкильды. Пошёл дождь. Я свернул с М5 на дорогу Аша-Миньяр-Симская. Остановились у реки Сим, поставили палатку и заночевали

Утром дождь кончился и мы поехали дальше. Наконец мы свернули на гравийку с дороги Миасс-Учалы. Наш маршрут был такой: Сулейманово-Мулдакаево-Старобайрамгулово до озера Аушкуль. По дороге мы останавливались, чтобы посмотреть старые карьеры по добыче яшмы. Влесу было очень много костяники и земляники, хотя был уже август. У нас ягоды бывают на месяц раньше. Дорога здесь совсем не такая, как на Зюраткуль - там мелкие камушки, а здесь сильно не разгонишься - порой камни на дороге очень крупные.

Вот и озеро Аушкуль- цель сегодняшнего дня.. Здесь мы планируем провести несколько дней, отдохнуть, позагорать, поплавать, порыбачить, забраться на гору Ауштая, поискать яшму и поискать муравьев - сын недавно занялся их разведением в домашних условиях. Интересно было найти новые виды. Мы сразу увидели замечательное для отдыха место  на противоположном от горы   Ауштая берегу среди сосен, растущих небоьшим островком. Здесь мы и расположились, поставили палатку, развели костёр. На ужин сделали шашлык.Надо сказать, что в этом уголке природы чистейший воздух и тишина. Закаты такие красивые, солнце садится за гору за озером и в сумерках светятся огоньки деревни.

Утро. Проснувшись, я каждый день сразу шёл искупаться в озере. Тишина и умиротворение. В этот день мы купались, рыбачили, впитывали воздух, солнце и звуки природы. Дважды мимо нас прошло несколько коров и бычков. По берегу озера ходит очень много гусей и уток, как домашних, так и диких. Они хороводами плавают в озере.Каждое утро было ясным, после обеда появлялись облака и тучи, иногда даже казалось, что разразится буря, но к заходу солнца они куда-то исчезали.

Утро. Сегодня мы решили забраться на гору Ауштау. Она возвышается над озерной гладью на 230 метров. Эта местность прославилась превосходной по качеству и красоте аушкульской яшмой. Аушкульскую яшму использовали для изготовления  каменных чаш и ваз. Вазы из аушкульской яшмы украшают парадную лестницу Эрмитажа. По берегам озера Аушкуль можно насобирать немало красивой яшмы, которая уже дома будет радовать глаз и напоминать о поездке. Мы забрались в машину и через деревню Старобайрамгулово доехали до стоянки у подножия горы, от которой на вершину идёт грунтовая дорога. Подъем довольно крут. Где-то на 1/3 подъёма у дороги расположен источник, почитаемый мусульманами как святой. Источник не постоянен, вода в нём бывает весной и в начале лета. Мы были в августе и воды в нём не было,  была только небольшая грязная лужица. Источник обустроен. Мы пошли даьше, на гору. Вдоль дороги на вершину установлено несколько беседок для отдыха.

На вершине горы находится несколько могил, на одной из них установлена каменная плита. Это могила – святого Аулия. По легенде Аулий был странником-проповедником. Местным башкирам он чем-то не понравился, и они ему отрубили голову. Но затем они поняли, что совершили ошибку и с почестями похоронили тело странника на вершине горы, стали почитать его как святого. С вершины горы открывается замечательный вид на озеро и окрестности. Также здесь есть избушка, чтобы переждать непогоду и вышка цифрового телевидения.
     Кокда мы спускались вниз, сын нашёл матку лесного рыжего муравья - Formica rufa. Вечером мы прогулялись по лесу рядом с набрали камешков яшмы и нашли ещё один вид муравьёв - мирмиков. Сын рассадил муравьев в пробирки.
         Закат в этот день был ещё красивее.

Пора в дорогу. Искупавшись утром следующего дня в озере мы собрали лагерь и двинулись дальше. Наш путь пролегал мимо озера Ворожеич или Карагайкуль. Башкиры называют озеро «Карагайкуль», что в переводе с  башкирского языка означает «сосновое озеро». Откуда же появилось мистическое название «Ворожеич»? В старые времена на берегах озера проводились древние славянские обряды. Местные жители широко отмечали праздник Ивана Купалы, гадали и ворожили. Эти обычаи нашли отражение в названии озера. Озеро и сейчас притягивает эзотериков, которые отмечают его особенную энергетику. .По краям озеро Ворожеич заросло камышами, кубышками, роголистниками. Также в её водах растут редкие для Башкортостана белые и желтые кувшинки, что говорит о чистоте озера. У озера на поверхность земли так же выходит яшма.
         Затем мы заехали в Воскресенку, где осмотрели храм и памятник Александру II, освободившему Россию от крепостного права. Он был установлен в 1884 году. Для его сооружения нашли недалеко от Екатеринбурга огромную мраморную глыбу и привезли в село

Далее на нашем пути был яшмовый карьер с красной яшмой  в Курамино и выход яшмы у родника рядом с деревней Старомуйнаково. Родник получил название Краснокаменный или Ямской. Он бьёт прямо из залежей яшмы. Выход красной яшмы на поверхность расположен и за ручьем на возвышенности напротив родника. Здесь мы тоже набрали камешков яшмы, чистой воды  и поехали дальше.

Наш путь лежал на озеро Калкан, где раньше так же добывали яшму. Дорога проходила мимо огромного озера Ургун. Приехав на озеро Калкан мы поставили палатку, сварили пельмешек, купленных по дороге, искупались. Вокруг палатки бегали крупные чёрные муравьи-древоточцы. Внезапно небо заволокло, налетел сильный шквал с грозой, который мы переждали в машине посмотрев кино. Гроза с сильным ветром пронеслась буквально за полчаса и исчезла, как будто её и не было.

Утро ничем не напоминало о вчерашней буре и встретило нес голубым небом и ярким солнцем. Сегодня мы должны добраться и осмотреть Капову пещеру. Путь наш лежал через Учалы и Белорецк. Подкрепившись и собрав палатку, мы отправились в дорогу.
        Мост через реку Урал. По обеим сторонам моста монументы: Азия и Европа. Вот мы и вернулись обратно в Европу..

Дорога до Старосубхангулово была хорошая. но затем асфальт кончился. Камни на гравийке были ещё крупнее, чем на Аушкуле. Вот наконец мы потихонечку добрались до Каповой пещеры.Спуск к долине Белой. Заезжаем на стоянку, собираемся и сразу идем к пещере, т.к. по расписанию экскурсий до очередной осталось минут 15-20. Туристический комплекс Шульган-таш вроде бы обустроен, но выглядит неухоженно. Однако задумано всё не плохо. Видимо у нас в России не могут найти золотой середины между охраной природы, хеланием заработать, нежеланием работать, доходами основной части населения и объемом и качеством услуг туристического сервиса.
         Ожидающих у входа к пещере встретила гид, которая и провела экскурсию. Нам очень понравилось. Но признаюсь, Игнатьевская пещера, которую мы посетили в 2012 году,мне кажется уютней. В Каповой пещере сырой пол и обустойство не дает ощущения первобытности и естественности. После экскурсии мы осмотрели другие объекты, зашли в музей пещеры, купили в магазинчики сувениры и меда с местной пасеки. Приготовили обед, пообедали, передохнули и в дорогу.

Недалеко от Каповой пещеры мы остановились осмотреть курган Бабсак-Бия. Он виден с дороге, чуть дальще находится мечеть. . Бабсак-Бий — один из героев башкирского эпоса «Бабсак и Кусэк», в котором отражено военное соперничество башкир из племени бурзян с кипчаками, переселявшимися на Южный Урал с Алтая. Во время многовекового противостояния (с VII по XIII вв. кипчаки не смогли сломить бурзян, и в итоге стали одним из родов в составе башкирского народа.

Вот наше пктеществие и закончилось. Впереди дорога в родную Самару.